Пятница, 29.03.2024, 18:46Приветствую Вас Гость | RSS
МОУСОШ №3
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [4]
Распространение опыта [12]
Открытые уроки, разработки учителей
Работы учащихся [3]
Сочинения,доклады и т.д.
Навстречу 65-летию Великой Победы [1]
работы учащихся и учителей
Наш опрос
Ваш любимый предмет.
Всего ответов: 297

Каталог статей


Главная » Статьи » Распространение опыта

«Мониторинг воспитательного процесса»

                 Выступление    из     опыта    работы       

        заместителя  директора  по  воспитательной                

        работе    МОУ СОШ   №3   г. Азнакаево     РТ

  Зариповой З.Р.    на      районном      семинаре      

        зам. директоров  по УВР   «Мониторинг   как

        фактор      повышения             эффективности

                                                          учебно -   воспитательного  процесса»

 


      Основное назначение заместителя директора школы — строить воспитательную систему и управлять ее развитием. А это управление всегда предполагает исследование реального состояния системы, то есть изучение результативности воспитательного процесса. Очень важно правильно выбрать методики диагностирования и показатели, которые объективно и достоверно отражают состояние воспитательного процесса.

Структура мониторинга воспитания в широком значении состоит из четырех элементов:

  1. изучения состояния воспитания путем непосредственного наблюдения за ним;
  2. оценки состояния воспитания;
  3. прогноза развития воспитания;
  4. выработки предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.

В соответствии с приказом Минобразования РФ от 27.12.2002, воспитательная деятельность образовательного учреждения оценивается по двум критериям:

  • наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися;
  • организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности.

   Моя деятельность, в качестве заместителя директора по воспитательной работе проходит в  средней школе, которая является однокомплектной, социальный состав семей – в основном семьи служащих, рабочие семьи.   Следовательно, мониторинг должен отображать реальное положение по достижению цели работы школы. Перспективная цель школы —  формирование реально  устойчивой  высоконравственной  личности, способной  в новых социально-экономических условиях  вносить  вклад  в совершенствование и развитие общества.

   Специфика воспитательной системы определяется идеологией развития содержания образования в школе, социальным заказом социума, родителей и самого ребенка. Воспитание в школе призвано обеспечивать условия образовательного процесса, в результате которого учащийся определяет способ своей жизнедеятельности, становится устроителем своей судьбы. Воспитательная работа строится по следующим направлениям:

  • Нравственное,
  • Гражданское,
  • Трудовое,
  • Экономическое,
  • Физическое.

Для конкретизации анализа деятельности по достижению цели работы школы  мониторинг подразделяется на две группы.

В первую группу входят объективные статистические показатели:

  • Процент успеваемости и посещаемости.
  • Количество правонарушений, совершенных учащимися.
  • Количество учащихся класса состоящих на внутришкольном учете, на учете в ОППН.
  • Участие (результаты) учащихся в школьных, районных, городских и российских конкурсах и проектах.
  • Процент охвата учащихся горячим питанием.
  • Количество конфликтных ситуаций (с родителями, среди учащихся, с учителями).

Во вторую группу входят показатели анализа эффективности процесса воспитания:

·         диагностика уровня развития классного коллектива (Социометрия);

Социометрия применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.                                                                     Социометрическая методика используется классными руководителями  в каждом отдельном классе  и этот  метод, занимает одно из мест в ряду аналитических методов, таких как анкетирование, интервью,  наблюдение. Социометрический метод ни в коем случае их не заменяет, а наоборот гармонично дополняет. Для изучения малых групп, их структур, внутригрупповых связей, выявления конфликтов в группах и между группами, количественных оценок сплоченности, статуса, неформального лидерства он является оптимальным. Кроме содержательного соответствия метода изучаемой области, он обладает рядом преимуществ по сравнению с другими методами анализа. Во - первых, метод довольно прост в технической реализации. Не требуется проведения предтестовых процедур, проверки валидности методики. Подготовка форм (опросных листов) не вызывает затруднений, даже у неподготовленного человека. Во - вторых, длительность проведения исследовательской процедуры не велика. Опросные листы могут заполняться заочно, а обработка данных занимает всего несколько часов. В- третьих, социометрия позволяет оперировать количественными данными. Качественное описание сплоченности группы менее информативно, а применение социометрии дает довольно точную количественную оценку, например, при целенаправленном командообразовании.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

·         уровень воспитания ученика, класса и школы в целом (Уровень воспитанности);

    Проблема диагностики воспитанности учащихся всегда была одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту в связи с разработкой и принятием критериев качества образования. Что понимать под «воспитанностью»? По каким критериям судить о «воспитанности»? Под воспитанностью традиционно понимают совокупность знаний о нормах поведения в обществе и умение применять эти знания во взаимоотношениях с окружающими людьми. Поскольку все, что касается поведения человека в социуме, его отношений к людям, характеризует нравственный мир личности, то, когда говорят о воспитанности, подразумевают именно нравственную воспитанность.

Выявлять, тем более  измерять воспитательные  результаты чрезвычайно сложно. Об этом знают все педагоги - практики, поскольку формирующаяся  личность школьника  находиться в постоянном развитии.

 В тоже время классному руководителю нужно помнить, что диагностика важна не сама по себе, а с целью коррекции воспитательной деятельности, и предупреждения отклонений в поведении детей.

    Определить уровень воспитанности  школьника можно только после полностью проведенного исследования, когда есть возможность сравнить ответы, суждения, устные и письменные высказывания школьника, его поведения и реакции  в различных жизненных ситуациях. Умный  и чуткий педагог  любое дело в классе, любую индивидуальную беседу  использует как  своеобразный тест для изучения уровня воспитанности в зависимости каким содержанием  заполнены эти дела.

   Для диагностики уровня воспитанности школьников классными руководителями школы и мной используются следующие   различные  известные методики и методы:

1.    «Незаконченный тезис» (Н.Е. Щуркова).

2.    Анкеты о нравственных идеалах и эстетических интересах. Например

    «Нравственные нотки поведения», 

3.    Сочинение «Мой идеал».

4.    Педагогические характеристики.

5.    Педагогическое наблюдение, ситуация выбора, анализ конфликта, ролевые игры.

6.    Индивидуальная беседа.

Степень воспитанности делится обычно на 5 уровней:

 1 уровень - не  знает  норм  и  правил  поведения.

2 уровень - знает, но  не  ведет  себя  в  соответствии  с  ними.

3 уровень - нормы,  правила  поведения  имеют  личностный смысл, но  поведение  ситуативно,  не постоянно.

4 уровень - знание  норм,  правил, обязанностей  стало  внутренней  потребностью  личности.

5 уровень - знание  норм, правил,  обязанностей стало  внутренней  потребностью  личности. Постоянное  нравственное  поведение.

 

Примерные  показатели уровня воспитанности учащихся:

1  Учебная и социальная активность

2  Морально-волевые качества

3  Коммуникативные качества

4 Здоровье. Здоровый образ жизни.

·          эмоционального настроя класса.

Это тот благоприятный  либо стрессогенный фон, на котором разворачивается основная деятельность ребенка в школе.

  Для изучения атмосферы в классе классными руководителями  применяются метод наблюдения, бесед, тесты   «Психологический климат в классе», «Самоконтроль и общение», «Умеете ли вы общаться» и.т.д,

·         а также диагностики, входящие в мониторинг программ, работающих в школе   («Путь к успеху», «Предпрофильная подготовка и профориентация»,  «Здоровье», компьютеризации)

        В условиях перехода учреждений образования на нормативно - подушевое финансирование на первый план выходит проблема: как отследить качество работы классного руководителя. На последнем заседании ШМО классных руководителей в 2008 году была  обсуждена  и принята  программа мониторинга деятельности классных руководителей. Актуальность  принятия  программы обусловлена сложившимся  в школе  недостаточно эффективными практиками  деятельности  классных руководителей и необходимостью мотивировать  педагогов-воспитателей на   повышение качества профессиональной деятельности. Данная программа позволяет  оценивать в цифровом выражение  и аналитическую деятельность классных руководителей  в начале и в конце учебного года.

В  данной программе разработаны  следующие критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя. К ним относятся:

1.      Обеспечение жизни  и здоровья учащихся

2.      Обеспечение  позитивных  межличностных отношений

  1. Содействие освоению школьниками образовательных программ
  2. Осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания
  3. Профилактическая работа

 

Также критерием эффективности деятельности классных руководителей является  личные достижения  педагога и его воспитанников:

  1. Участие педагога в профессиональных и творческих конкурсах, выступления на семинарах, педсоветах, заседаниях МО по вопросам воспитания; награждения самого классного руководителя;
  2. Результативность воспитательной деятельности / классные грамоты, дипломы, таблица участия и занятых мест в различных школьных конкурсах/;
  3. Участие класса в различных районных, городских и областных конкурсах;
  4.  Проведение мониторинга уровня воспитанности (положительная динамика);
  5. Работа с родителями (проверка дневников, активность родителей в общешкольной жизни, активность родителей в классной жизни);
  6. Дежурство по школе (оценка выставляется на заседании школьного парламента);
  7. Соблюдение делового стиля одежды учащимися

    Таким образом   мониторинг     позволяет  оценить состояние воспитания в школе,  прогнозировать  его развитие и  выработать  предложения   и меры по развитию позитивных и предупреждению негативных процессов, является  одним из стимулов  для  повышение качества профессиональной деятельности  классных руководителей.

 

Категория: Распространение опыта | Добавил: bikovagr (20.11.2009)
Просмотров: 24703 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.5/11 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта