Основное назначение заместителя директора
школы — строить воспитательную систему и управлять ее развитием. А это
управление всегда предполагает исследование реального состояния системы, то
есть изучение результативности воспитательного процесса. Очень важно правильно
выбрать методики диагностирования и показатели, которые объективно и достоверно
отражают состояние воспитательного процесса.
Структура мониторинга воспитания в
широком значении состоит из четырех элементов:
изучения
состояния воспитания путем непосредственного наблюдения за ним;
оценки
состояния воспитания;
прогноза
развития воспитания;
выработки
предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных
негативных процессов.
В соответствии с приказом Минобразования РФ от
27.12.2002, воспитательная деятельность образовательного учреждения оценивается
по двум критериям:
наличие
в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися;
организация
воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития
личности.
Моя деятельность, в качестве заместителя директора по воспитательной
работе проходит всредней школе, которая
является однокомплектной, социальный состав семей – в основном семьи служащих,
рабочие семьи.Следовательно,
мониторинг должен отображать реальное положение по достижению цели работы
школы. Перспективная цель школы — формирование
реальноустойчивойвысоконравственнойличности, способнойв новых социально-экономических условияхвноситьвкладв совершенствование и
развитие общества.
Специфика
воспитательной системы определяется идеологией развития содержания образования
в школе, социальным заказом социума, родителей и самого ребенка. Воспитание в
школе призвано обеспечивать условия образовательного процесса, в результате
которого учащийся определяет способ своей жизнедеятельности, становится
устроителем своей судьбы. Воспитательная работа строится по следующим
направлениям:
Нравственное,
Гражданское,
Трудовое,
Экономическое,
Физическое.
Для конкретизации анализа деятельности по
достижению цели работы школымониторинг подразделяется
на две группы.
В первую группу входят объективные
статистические показатели:
Процент
успеваемости и посещаемости.
Количество
правонарушений, совершенных учащимися.
Количество
учащихся класса состоящих на внутришкольном учете, на учете в ОППН.
Участие
(результаты) учащихся в школьных, районных, городских и российских
конкурсах и проектах.
Процент
охвата учащихся горячим питанием.
Количество
конфликтных ситуаций (с родителями, среди учащихся, с учителями).
Во вторую группу входят показатели анализа
эффективности процесса воспитания:
·диагностика уровня развития классного коллектива
(Социометрия);
Социометрия применяется для диагностики межличностных и
межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрическая
методика используется классными руководителямив каждом отдельном классеи
этотметод, занимает одно из мест в ряду
аналитических методов, таких как анкетирование, интервью,наблюдение. Социометрический метод ни в коем
случае их не заменяет, а наоборот гармонично дополняет. Для изучения малых
групп, их структур, внутригрупповых связей, выявления конфликтов в группах и
между группами, количественных оценок сплоченности, статуса, неформального
лидерства он является оптимальным. Кроме содержательного соответствия метода
изучаемой области, он обладает рядом преимуществ по сравнению с другими
методами анализа. Во - первых, метод довольно прост в технической реализации.
Не требуется проведения предтестовых процедур, проверки валидности методики. Подготовка
форм (опросных листов) не вызывает затруднений, даже у неподготовленного
человека. Во - вторых, длительность проведения исследовательской процедуры не
велика. Опросные листы могут заполняться заочно, а обработка данных занимает
всего несколько часов. В- третьих, социометрия позволяет оперировать
количественными данными. Качественное описание сплоченности группы менее
информативно, а применение социометрии дает довольно точную количественную
оценку, например, при целенаправленном командообразовании.
Социометрическая
процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета
членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних
полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе
которых могут быть свои неформальные лидеры.
·уровень воспитания ученика, класса и школы в
целом (Уровень воспитанности);
Проблема диагностики воспитанности учащихся
всегда была одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она
приобрела еще большую остроту в связи с разработкой и принятием критериев
качества образования. Что понимать под «воспитанностью»? По каким критериям
судить о «воспитанности»? Под воспитанностью
традиционно понимают совокупность знаний о нормах поведения в обществе и умение
применять эти знания во взаимоотношениях с окружающими людьми. Поскольку все,
что касается поведения человека в социуме, его отношений к людям, характеризует
нравственный мир личности, то, когда говорят о воспитанности, подразумевают
именно нравственную воспитанность.
Выявлять, тем болееизмерять воспитательныерезультаты чрезвычайно сложно. Об этом знают все педагоги - практики,
поскольку формирующаясяличность
школьниканаходиться в постоянном
развитии.
В тоже время классному
руководителю нужно помнить, что диагностика важна не сама по себе, а с целью
коррекции воспитательной деятельности, и предупреждения отклонений в поведении
детей.
Определить
уровень воспитанности школьника можно
только после полностью проведенного исследования, когда есть возможность
сравнить ответы, суждения, устные и письменные высказывания школьника, его
поведения и реакциив различных
жизненных ситуациях. Умныйи чуткий
педагоглюбое дело в классе, любую
индивидуальную беседуиспользует
каксвоеобразный тест для изучения
уровня воспитанности в зависимости каким содержаниемзаполнены эти дела.
Для диагностики
уровня воспитанности школьников классными руководителями школы и мной
используются следующие различные известные методики и методы:
1. «Незаконченный тезис» (Н.Е. Щуркова).
2. Анкеты о нравственных идеалах и
эстетических интересах. Например
«Нравственные
нотки поведения»,
3. Сочинение «Мой идеал».
4. Педагогические характеристики.
5. Педагогическое наблюдение, ситуация
выбора, анализ конфликта, ролевые игры.
6. Индивидуальная беседа.
Степень
воспитанности делится обычно на 5 уровней:
1 уровень -
не знает норм и правил поведения.
2 уровень
- знает, но не ведет себя в соответствии
с ними.
3 уровень
- нормы, правила поведения имеют личностный смысл,
но поведение ситуативно, не постоянно.
4 уровень
- знание норм, правил, обязанностей стало
внутренней потребностью личности.
5 уровень
- знание норм, правил, обязанностей стало внутренней
потребностью личности. Постоянное нравственное поведение.
Примерныепоказатели уровня воспитанности учащихся:
1Учебная и социальная активность
2Морально-волевые качества
3Коммуникативные качества
4 Здоровье. Здоровый образ жизни.
·эмоционального
настроя класса.
Это тот благоприятныйлибо стрессогенный фон, на котором разворачивается основная деятельность
ребенка в школе.
Для изучения атмосферы в классе классными
руководителями применяются метод
наблюдения, бесед, тесты«Психологический климат в классе», «Самоконтроль и общение», «Умеете ли
вы общаться» и.т.д,
·а также диагностики, входящие в мониторинг
программ, работающих в школе(«Путь к
успеху», «Предпрофильная подготовка и профориентация»,«Здоровье», компьютеризации)
В условиях перехода учреждений
образования на нормативно - подушевое финансирование на первый план выходит
проблема: как отследить качество работы классного руководителя. На последнем
заседании ШМО классных руководителей в 2008 году былаобсужденаи принятапрограмма мониторинга
деятельности классных руководителей. Актуальностьпринятияпрограммы обусловлена сложившимсяв школенедостаточно эффективными
практикамидеятельностиклассных руководителей и необходимостью
мотивироватьпедагогов-воспитателей
наповышение качества профессиональной
деятельности. Данная программа позволяетоценивать в цифровом выражениеи
аналитическую деятельность классных руководителейв начале и в конце учебного года.
В данной
программе разработаны следующие критерии
оценки эффективности деятельности классного руководителя. К ним относятся:
1.Обеспечение
жизнии здоровья учащихся
2.Обеспечениепозитивныхмежличностных отношений
Содействие освоению школьниками образовательных
программ
Также
критерием эффективности деятельности классных руководителей являетсяличные достиженияпедагога и его воспитанников:
Участие
педагога в профессиональных и творческих конкурсах, выступления на
семинарах, педсоветах, заседаниях МО по вопросам воспитания; награждения
самого классного руководителя;
Результативность
воспитательной деятельности / классные грамоты, дипломы, таблица участия и
занятых мест в различных школьных конкурсах/;
Участие
класса в различных районных, городских и областных конкурсах;
Проведение мониторинга уровня
воспитанности (положительная динамика);
Работа с
родителями (проверка дневников, активность родителей в общешкольной жизни,
активность родителей в классной жизни);
Дежурство
по школе (оценка выставляется на заседании школьного парламента);
Соблюдение
делового стиля одежды учащимися
Таким
образоммониторингпозволяетоценить состояние воспитания в школе,прогнозироватьего развитие
ивыработатьпредложенияи меры по развитию позитивных и предупреждению негативных процессов,
являетсяодним из стимуловдляповышение качества профессиональной деятельностиклассных руководителей.