Педагогическая диагностика уровня воспитанности как средство изучения и развития личности старшеклассников - Распространение опыта - Каталог статей - Персональный сайт
Воскресенье, 04.12.2016, 11:10Приветствую Вас Гость | RSS
МОУСОШ №3
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [4]
Распространение опыта [12]
Открытые уроки, разработки учителей
Работы учащихся [3]
Сочинения,доклады и т.д.
Навстречу 65-летию Великой Победы [1]
работы учащихся и учителей
Наш опрос
Ваш любимый предмет.
Всего ответов: 295

Каталог статей


Главная » Статьи » Распространение опыта

Педагогическая диагностика уровня воспитанности как средство изучения и развития личности старшеклассников

                                                                                  Из опыта работы

                                                                                     руководителя МО

                                                                                     классных руководителей

                                                                                            МОУ  СОШ №3

                                                                                    г. Азнакаево РТ,

                                                                                          классного руководителя

                                                                                         6 а класса

                                                                                           Сабировой Альфинур  

                                                                                             Гамировны

 

 

 

 Педагогическая диагностика уровня воспитанности

как средство изучения и развития личности старшеклассников

 

 

Проблема диагностики воспитанности учащихся всегда была одной из самых актуальных в педагогике.

В качестве основного критерия воспитанности я рассматриваю нравственную устойчивость личности, или, по определению В.Э. Чудновского, «способность человека сохранять и реализовывать в различных условиях свои взгляды и убеждения».  Нравственная устойчивость определяет «автономизацию» человека в среде, умение противостоять ее негативным влияниям. Отсюда следует, что воспитывать у школьников нравственную устойчивость, означает формировать у них способность руководствоваться в своих действиях нравственными принципами и нормами, ориентироваться на нравственные ценности и идеалы. Показателем нравственной устойчивости личности являются сформированные личностные нравственные идеалы с высокой степенью действенности.

С моей точки зрения, нравственный идеал – это образ совершенства; представление человека о совершенной  личности, руководствующейся в своих отношениях с окружающим миром высшими человеческими ценностями и целями.

Выражая представления школьника о совершенной человеческой личности, нравственный идеал обладает большой эмоциональной силой и притягательностью и выполняет в силу этого важные воспитательные функции: целеполагания, регулятора поведения, стимула и мотива деятельности и самовоспитания.

Сформированные личностные нравственные идеалы являются показателем высокого уровня нравственной воспитанности личности. Изучение идеалов учащихся является первым шагом на пути к их целенаправленному формированию в воспитательном процессе.

Исследователями установлено, что в зависимости от содержания идеалы могут быть:

1) эгоистическими, т.е. содержащими качества личности, несущей зло окружающим людям, и включающими в себя исключительно материальные ценности и «мотивы собственного благополучия»,

2) гуманистическими, т.е. содержащими общезначимые нравственные качества и преимущественно духовные ценности и «мотивы, связанные с интересами других людей».

По форме выражения принято различать:

1) конкретные идеалы – реально существующие или существовавшие лица (исторические или политические деятели, деятели культуры, науки, искусства, лица из ближайшего окружения: члены, семьи, сверстники, учителя, знакомые и др.) или герои книг, кинофильмов, спектаклей и т.п.;

2) собирательные идеалы – образы, созданные воображением носителя идеала из привлекательных нравственных качеств разных реальных личностей;

3) обобщенные идеалы – некие абстрактные образы, или совокупность нравственных качеств, духовно-нравственных ценностей, жизненных принципов, правил, или девиз, жизненное кредо, нравственная позиция.

Изучение процесса формирования нравственного идеала должно осуществляться целенаправленно и комплексно. Причем наиболее пристальное внимание я уделяю изучению идеалов старших школьников, поскольку именно к старшим классам идеал принимает более очерченную форму, наполняется осмысленным содержанием, приобретает действенный характер. Здесь ярче всего проявляются такие его функции, как воспитывающая, стимулирующая, мотивирующая, регулирующая.

Программа диагностики уровней сформированности нравственных идеалов учащихся включает в себя следующие известные методики и методы, которыми я пользуюсь в своей работе:

         1.    «Незаконченный тезис» (Н.Е. Щуркова).  

2.    Анкетирование о нравственных идеалах и эстетических интересах.

3.    Сочинение «Мой идеал».

4.    Педагогические характеристики.

5.    Педагогическое наблюдение.

6.    Индивидуальная беседа.

       Уровень сформированности нравственных идеалов школьника я определяю только после полностью проведенного исследования, когда есть возможность сравнить ответы, суждения, устные и письменные высказывания школьника по проблеме нравственного идеала. В ходе диагностики заполняю индивидуальные карты педагогического наблюдения за каждым учащимся, куда вношу данные, полученные различными методами. Индивидуальная карта, содержащая в себе письменное фиксирование качественных и количественных изменений в содержании и структуре идеала, степени его действенности, в ценностных ориентациях личности, предоставляет возможность накапливать и сопоставлять информацию о школьнике и позволяет заметить динамику в его нравственном развитии.

Я считаю, что диагностика важна не сама по себе, а необходима для коррекции воспитательной деятельности, направленной на формирование личностных нравственных идеалов.

Идеал, представляющий собой совокупность наиболее значимых и привлекательных для личности нравственных черт характера, является образом «идеального Я», «Я в будущем» или, как выражаются школьники, «Я без недостатков». Ученик  соотносит качества своего характера с построенным в сознании «Я идеальным», анализирует, оценивает их и сознает необходимость их изменения или совершенствования. В соответствии со своим идеалом он выдвигает цели – за определенное время достичь каких-либо результатов в определенной деятельности или выработать в себе желанные и необходимые, с его точки зрения, качества. Затем вместе  продумываем ход реализации поставленных целей, т.е. составляем программу действий, которая отражается в «Портфолио ученика» В процессе деятельности (познавательной, спортивной, трудовой, художественной и т.д.) школьник достигает поставленных целей, совершая волевое усилие над собой. Затем самостоятельно или со мной  осуществляем контроль и оценку хода и результатов деятельности. Что-то корректируем, возвращаем назад или выдвигаем новые, более высокие, цели и задачи, снова продумываем ход их реализации, т. е. организуем не что иное, как процесс самовоспитания. Самовоспитание – это, по сути, результат и конечная цель всего процесса воспитания. Согласно этой мысли я, формируя, воспитывая личность,  стремлюсь запустить процесс самовоспитания, который складывается под влиянием уже возникшего нравственного идеала.  Сформированный действенный богатый в содержании нравственный идеал является основным мотивом самовоспитания учащихся.

В зависимости от уровня сформированности нравственных идеалов я  условно выделяю пять групп школьников в моем классе. Распределение учащихся на пять групп позволяет мне осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ним и отслеживать результаты воспитания. Перемещение школьников из одной группы в другую по восходящей линии свидетельствует об эффективности воспитательного процесса в целом и правильности педагогических воздействий по отношению к каждому конкретному школьнику.

Первая группа (высокий уровень): школьники 1) имеющие правильное и полное представление о нравственном идеале, выражающие устоявшееся мнение об идеале, нравственных ценностях и качествах личности; 2) имеющие идеал, полно и гармонично отражающий основные нравственные ценности и общезначимые человеческие качества; 3) с высокой степенью действенности нравственного идеала; обнаруживающие активное стремление во всем следовать своему идеалу и целенаправленно занимающиеся самовоспитанием; 4) проявляющие единство нравственных убеждений, отражающихся в содержании нравственного идеала, и поведения; проявляющие нравственную устойчивость; 5) с значительным преобладанием духовных ценностей над материальными.

Вторая группа (уровень выше среднего): школьники 1) имеющие правильное, но не совсем полное представление о нравственном идеале, выражающие устоявшееся мнение об идеале, нравственных ценностях и качествах личности; 2) имеющие идеал, в основном отражающий нравственные ценности и общезначимые человеческие качества; 3) со средней степенью действенности нравственного идеала; следующие своему идеалу непоследовательно, не имеющие четкой программы самовоспитания; 4) наблюдается расхождение между поступками и убеждениями и единичные случаи нравственной неустойчивости; 5) с преобладанием духовных ценностей над материальными.

Третья группа (средний уровень): школьники 1) имеющие недостаточно полное и правильное представление о нравственном идеале, выражающие противоречивое мнение об идеале, нравственных ценностях и качествах личности; 2) с несформированным личным идеалом, но осознающие необходимость нравственных идеалов в жизни; 3) с низкой степенью действенности нравственного идеала; понимающие задачи самовоспитания, но не знающие путей их реализации, не владеющие приемами самовоспитания; 4) проявляющие нравственную неустойчивость в некоторых жизненных ситуациях; 5) духовные и материальные ценности занимают одинаковое по значимости место.

  Четвертая группа (уровень ниже среднего): школьники 1) не задумывающиеся об идеале или имеющие неправильное представление о нем, постоянно обнаруживающие противоречия во мнении о нравственных ценностях и качествах личности; 2) зачастую считающие самого себя идеальной личностью; 3) с низкой степенью действенности нравственного идеала; не испытывающие потребности в самовоспитании и не занимающиеся им; 4) часто проявляющие нравственную неустойчивость; 5) с преобладанием материальных ценностей над духовными.

 Пятая группа (низкий уровень):школьники 1) имеющие ложное представление об идеале; 2) отрицающие необходимость иметь нравственные идеалы или имеющие идеалы с искаженным содержанием; 3) с низкой степенью действенности нравственного идеала; отвергающие необходимость самовоспитания, игнорирующие педагогические воздействия, направленные на мотивацию самовоспитания; 4) нравственно неустойчивые; 5) ориентированные на материальные ценности и не испытывающие потребности в духовных ценностях.

  По существу, педагогическая диагностика  означает для меня разработку проекта воспитательного процесса, в котором четко определены  цели и  задачи воспитания учащихся.

   Хотелось бы отметить, что не так важна форма работы с детьми, важно другое: знать детей, любить их, терпеть. Это значит, что мы должны все время узнавать их, наблюдать, изучать специально и в ежедневном непосредственном общении. Любить – значит заниматься ими, проводить с ними время, организовывать их содержательные занятия. А терпеть – означает не спешить видеть их сразу такими замечательными, какими вы их хотите видеть. Надо уметь ждать. Всходы будут.

Категория: Распространение опыта | Добавил: bikovagr (20.11.2009)
Просмотров: 8179 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/3 |
Всего комментариев: 2
2  
Уважаемая Альфинур Гамировна!
Мне очень приятно, что в своей работе классного руководителя Вы используете разработанную мной программу диагностики воспитанности. Она разработана в 2003 году, но не утратила своей актуальности до сего дня. Я знаю, что ее используют в Пензе, Москве, Уфе, Кирове и ряде других городов. Однако без моих комментариев сложно интерпретировать полученнные результаты. Если Вы ознакомились только с моими публикациями в Интернете, то применить на практике данную программу сложно. Я могу выслать Вам методическое руководство для классных руководителей "Диагностика уровней сформированности нравственных идеалов старших школьников", в котором реализация авторской программы описана достаточно подробно, даются рекомендации по ее использованию в учебно-воспитательном процессе и, главное, приведены конкретные примеры интрепретации полученных результатов.
Мой адрес:
117403, г. Москва, ул. Булатниковская, д.9, корп.4, кв. 53.
e-mail: slfrolova@gmail.com
телефон 8-916-226-79-06
С уважением,
Светлана Фролова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и речевой коммуникации Института сервиса (г. Москва) (филиал) ФГОУВПО "Российский государственный университет туризма и сервиса"

1  
Здравствуйте, Альфинур Гамировна. Напишите мне, пожалуйста, какие Вы получили результаты после проведения рекомендованных мною диагностик. Я помогу Вам в их интерпретации.
С уважением,
Светлана Фролова.
Москва.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта