Мониторинг аналитико-диагностических процедур в ходе предпрофильной подготовки и работе по профессиональной ориентации обучающихся - Распространение опыта - Каталог статей - Персональный сайт
Воскресенье, 04.12.2016, 11:09Приветствую Вас Гость | RSS
МОУСОШ №3
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [4]
Распространение опыта [12]
Открытые уроки, разработки учителей
Работы учащихся [3]
Сочинения,доклады и т.д.
Навстречу 65-летию Великой Победы [1]
работы учащихся и учителей
Наш опрос
Ваш любимый предмет.
Всего ответов: 295

Каталог статей


Главная » Статьи » Распространение опыта

Мониторинг аналитико-диагностических процедур в ходе предпрофильной подготовки и работе по профессиональной ориентации обучающихся

                                                                                Из опыта работы  

                                                                                      классного руководителя, 

                                                                                              учителя биологии   

                                                                                    второй квалификационной
                                                                                                    категории

                                                                                                 МОУ СОШ № 3

                                                                                                    г. Азнакаево РТ

                                                                                                   Кашаповой Н.С.

                                                     

Мониторинг аналитико-диагностических процедур

в ходе предпрофильной   подготовки и

работе по профессиональной ориентации  обучающихся

 

          Мониторинг аналитико-диагностических процедур   в ходе  предпрофильной  

  подготовки и работе по профессиональной ориентации обучающихся - это  система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям».

      Основными   функциями  предпрофильной   подготовки  и профессиональной ориентации обучающихся являются:

- социальная - усвоение человеком ценностей, норм, определённой системы знаний, которые позволяют ему быть полноценным и полноправным членом общества;

- экономическая - улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;

- психолого-педагогическая - выявление, формирование и учет индивидуальных способностей молодёжи;

- медико-физиологическая - учёт требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения профессиональной деятельности.

     Цель моей работы по профориентации учащихся – это подготовка их к сознательному, обоснованному выбору профессий, а задачами моей деятельности как классного руководителя являются:

- формирование у учащихся системы знаний о мире профессий (чем шире информационная основа, тем меньше ошибок в формировании жизненных планов учащихся);

- изучение личности учащихся с целью управления формированием этой личности, ее профессиональных планов;

- развитие интересов и склонностей, учащихся к различным видам профессиональной деятельности;

- воспитание у учащихся стремлений к самопознанию, самоопределению, самовоспитанию с целью формирования профессионально-значимых качеств личности;

- формирование профессиональной направленности.

      Я  в процессе профориентационной работы предлагают учащимся сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяю освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки.

    Я считаю, что в процессе профессионального самоопределения самооценка играет важную роль в формировании представления о профессии и о себе. На формирование самооценки большую роль оказывает и социальное окружение, в котором находится подросток, и его успехи в деятельности. В процессе профессионального самоопределения происходит формирование различных образов, эталонов самого себя и профессиональных требований, которые складываются под влиянием идеалов и оценок родителей, друзей, сверстников, и, наконец, самого человека.

    Самооценка личности - это неотъемлемая черта уровня притязаний, под которым понимается степень трудности целей, поставленных личностью. Исходя из результатов аналитико-диагностических процедур, которые я провожу в ходе элективного курса «Все работы хороши, выбирай на вкус», я выявила, что уровень притязаний тоже может быть средним, завышенным и заниженным. Завышенный уровень притязаний возникает вследствие расхождения завышенной самооценкой и реальными возможностями. Это приводит к нереалистическим профессиональным планам, а также у человека появляется зазнайство, высокомерие, некритическое отношение к себе. Причиной возникновения завышенного уровня притязаний часто становятся неадекватные оценки со стороны окружающих, особенно родителей, чрезмерное поощрение за успехи в деятельности и т. п. Заниженный уровень притязаний возникает вследствие расхождения между низким уровнем самооценки своих способностей и их реальным уровнем развитием. Он формируется в результате частых закрепленных в памяти неудач. Низкий уровень притязаний не дает личности полностью раскрыться, реализовать свои возможности, порождает неуверенность в своих силах, пассивность, робость, тревожность.

     На первом этапе осуществления мониторинга уровня притязаний обучающихся исследую индивидуальные психологические характеристики, профессиональные интересы ученика, потом провожу работу, направленную на определение пригодности к отдельным видам профессиональной деятельности. Тестирования помогают ученикам самоопределиться в будущем профессиональном направлении. Благодаря этой работе ученики узнают об уровне своего интеллекта, характере и способностях, особенно о том, как применить свои индивидуальные возможности в выборе профессии.

     Таким образом, на первом этапе  мониторинга определяется сфера желаемой деятельности, на втором этапе - уточняется профессиональный выбор с учетом психофизиологических возможностей, на заключительном этапе формируется список рекомендованных профессий. Для учета индивидуальных психофизиологических особенностей проводится  тестирование.

   Одной из значимых анкет, с моей точки зрения  стала  анкета «Я хочу », «Я могу»  целью ее  является выявление соотношения личностных качеств учащихся с качествами необходимыми для будущей профессии, с целью выяснения какой тип профессии предпочтителен для учащихся. В результате обработки данных тестирования можно сказать, что лишь 40 % учащихся имеют адекватную оценку своих желаний и возможностей. Учащихся желающих стать руководителями - 50 % и лишь 35 %  могут ими стать, так как имеют организаторские и другие качества, необходимые для руководителя любого ранга.

Если рассматривать типы профессий по предмету труда, то самые распространенные возможности учащихся соответствуют типам: Человек - Человек (50 % учащихся) и  Человек – Техника ( 15 %  учащихся). Основными мотивами выбора профессии стали внутренние индивидуальнозначимые мотивы – 60 % учащихся, внутренние социальнозначимые – 20 % и внешние положительные – 20 %. Среди конкретных мотивов на 1 и 2 место были выдвинуты мотивы высокооплачиваемости – 70 % и соответствие собственным способностям – 20 %.

    В рамках изучения возможностей личности в профессиональной деятельности учащиеся 9 класса были ознакомлены с понятиями «интерес к профессии», «тип профессиональных интересов». С целью изучения интересов ребят был проведен тест «Карта интересов», который позволил мне выявить спектр учебных предметов, сферы деятельности, вызывающих повышенный интерес учащихся. Это такие предметы как история, экономика, юриспруденция, информатика, искусство. Говоря о сферах деятельности, можно отметить проявление наибольшего интереса к спорту, искусству, экономике, транспорту, строительству.

  В  процессе тестирования «Будь готов» выяснилось, что только 30 % учащихся 9 класса готовы к выбору той или иной профессии, остальные же имеют низкий уровень подготовки и ориентации в своих способностях и возможностях, а значит и не имеют какого-либо представления о своей будущей профессии. При дальнейшем тестировании  учащимися был проявлен большой интерес к оценке своих  способностей и  склонностей, их раскрытии развитии, а также применении в дальнейшем при выборе своей будущей профессии, в зависимости от характера и типа личности, индивидуальности и желаний.

  В процессе тестирования учащимся было доведено до сведения, что выбор профессии это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, правильно выбранная профессия влияет на его будущее и даже на судьбу человека, поэтому профессию выбирают не в один день и не за компанию.

    Основной целью данного проекта было сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах. В результате данного курса  учащимися было освоено значение профессионального самоопределения, правила выбора профессии, а также повышен уровень компетентности профессионального самосознания за счет полученных знаний о себе.  На основе результатов тестирования  мною были предоставлены рекомендации ученикам о выборе будущей специальности.

   Выбор профессии - важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому  я считаю, что  стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Каждый человек при выборе профессии руководствуется разными принципами: кому-то посоветовали родители, кто-то пошел учиться вместе с товарищем, подругой, кто-то выбрал популярную, модную профессию.

    Таким образом, главным в моей работе, как классного руководителя,  по профессиональному самоопределению обучающихся,  является постепенное  формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, в корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного). А так же в готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно - значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности, в чем мониторинг аналитико-диагностических процедур не позволит ошибиться.

 

Категория: Распространение опыта | Добавил: bikovagr (20.11.2009)
Просмотров: 1021 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта