ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ - Распространение опыта - Каталог статей - Персональный сайт
Воскресенье, 04.12.2016, 11:08Приветствую Вас Гость | RSS
МОУСОШ №3
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [4]
Распространение опыта [12]
Открытые уроки, разработки учителей
Работы учащихся [3]
Сочинения,доклады и т.д.
Навстречу 65-летию Великой Победы [1]
работы учащихся и учителей
Наш опрос
Ваш любимый предмет.
Всего ответов: 295

Каталог статей


Главная » Статьи » Распространение опыта

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

                                                                                         Из опыта работы

                                                                                     учителя русского языка и 

                                                                                 литературы

                                                                                       1 квалификационной

                                                                                                 категории

                                                                                         МОУ СОШ № 3

                                                                                              г. Азнакаево РТ

                                                                                            Гавриловой О.И.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА 

ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 

 

       Качество освоения содержания образовательной программы по русскому языку и оценка уровня подготовленности выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в образовательном стандарте по предмету. ЕГЭ является государственной формой контроля качества образования, полученного выпускниками. В течение всего периода обучения в школе обучающиеся под руководством педагога ежеурочно работают над освоением содержания образовательных программ. Различные формы контроля, в особенности стартовый, промежуточный контроль, позволяют своевременно выявить как результативность работы учителя, так и качество освоения содержания образовательных программ обучающимися. Результаты выполнения контрольных срезов по русскому языку дают возможность выявить тот круг знаний, умений и навыков, отработка которых требует большого внимания в процессе обучения в старших классах, поскольку учебная программа по предмету в 10-11 классах предполагает повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, полученных в начальной и основной школе.

      Мониторинг осуществляется во всех классах по всем предметам в течение всего года по мере прохождения обучающимися основных блоков тем. Результаты мониторинга обрабатываются и по классу, и по каждому учащемуся, причём всё рассматривается в динамике.

   Таким образом, успешность обучения обеспечивает как мониторинг качества  освоения содержания образовательных программ  классом в целом, так и индивидуальный мониторинг, так как это позволяет выявлять пробелы в знаниях и своевременно устранять их. Данная работа ведётся как в урочное, так и во внеурочное время на индивидуально-консультационных занятиях.

    Технологическая цель педагогических мониторинговых исследований заключается в том, чтобы определить, насколько учебный процесс отвечает установленным требованиям и стандартам качества обучения и воспитания. Целенаправленная работа учителя с обучающимися по устранению выявленных пробелов позволяет своевременно скорректировать учебный процесс, рационально выбирать формы, методы и технологии обучения, что в результате положительно сказывается на конечной оценке знаний ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока  русского языка в 11 классе.

 

Цель урока:  

  • углубление и развитие представлений о публицистическом стиле;
  • совершенствование  умения различать тропы и стилистические фигуры;
  • отработка  навыков анализа текста.

 

Тип урока:  урок развития речи.

 

Оборудование: 

толковые словари по русскому языку под редакцией С.Ожегова, В.В.Лопатина и Л.Е. Лопатиной, карточки с текстами №1 и №2.

 

Ход урока:

 

Актуализация опорных знаний:

            Комплексный анализ текста является одним из видов работы по подготовке к выполнению заданий типа В и части С ЕГЭ, т.к. мы будем повторять средства связи предложений в тексте, художественные средства изобразительности.

·  На доске перед вами даны слова и словосочетания, лексическое значение которых нужно определить.

(Работа организуется в двух  группах:

1 группа: целевая установка - определить лексическое значение слов и словосочетаний самостоятельно,

2 группа: целевая установка -  определить лексическое значение слов и словосочетаний  с опорой на толковые словари).

 

  Потряси -…,                                              побудить -…,                              незыблемый -…,

 прийтись по сердцу -…,                                   не всем прийтись по вкусу-…

 

        (После выполнения работы проводится взаимопроверка и устранение ошибок. Для закрепления в устной и письменной речи составляются словосочетания, предложения.)

 

Совершенствование ЗУН:

 

  Практическая работа с карточкой №1 (текст №1).

 

целевая установка:

ознакомление с содержанием текста и выполнение послетекстовых заданий;

форма организации учебной деятельности учащихся: фронтальная.

 

Могущество слова.

 

     Слово, пожалуй, самая удивительна вещь на свете.

     Смотрите, какие грандиозные результаты достигнуты благодаря речи. Попробуйте представить себе, что осталось бы вокруг нас, если бы не было речи. Не было бы общения между людьми, то есть не было бы общества, не существовали бы письмо и печать, а с ними литература и наука; не было бы мысли, не было бы культуры, не было бы человека!

      Слово может ранить больнее, чем нож, отравить смертельнее, чем яд. Оно может потрясти массы людей, побудить к действию целые народы.

      Слова также реальны, как окружающие нас вещи. Это не наши личные, произвольные изображения. Слова существуют независимо от каждого из нас. Их форма и значение общеобязательны и незыблемы, слова, можно сказать, самая древняя «вещь» на свете. Тысячу лет тому назад наши предки произносили те же слова, что и мы: «есть» и «пить», «я» и «ты», «мать» и «дочь», «солнце» и «море».

       Слова действительно «прочнее бронзы и древних пирамид», как говорил в своих стихах римский поэт Гораций почти 2000 лет тому назад. Разве это не удивительно!

                                                                                                     ( Б.Казанский)

 

 Послетекстовые задания:

1)      Найти в тексте предложения, подтверждающие лексическое значение слов и словосочетаний, выписанных на доске.

2)      Определить основную мысль прочитанного текста.

3)      Установить средства связи между 3 и 4 предложениями, между 5 и 6.

4)      Найти тропы и стилистические фигуры в тексте №1 (сравнения, ряды однородных членов, синтаксический параллелизм). При необходимости дать определения самых распространённых средств изобразительности.

 

Практическая работа с карточкой № 2  (текст № 2) .

 

        Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа.

Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед.

Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.

 - Почему ты подаёшь одни языки? – спросил за обедом Эзопа удивлённый Ксанф.

 - Ты велел купить самое лучшее, - ответил тот, - а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем различные вопросы, спорим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка.

           Такой ответ пришёлся по сердцу Ксанфу и его гостям.

           Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед.

            Эзоп снова купил языки, все удивились.

             Тогда Эзоп сказал Ксанфу:

   -Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем друг друга, бранимся, лжём, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло…Может ли быть что-нибудь хуже языка?

             Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришёлся по вкусу.

                                                                                                           ( По Ф. Редо)

 

 Послетекстовые задания:

1)  Прочитать текст № 2 и сравнить его с текстом №1. Определить стилистическую принадлежность предложенных текстов. Выделить лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля.

2)      Совпадают ли мнения авторов о могуществе языка? Найти подтверждение в текстах.

3)      Найти в тексте следующие стилистические фигуры: синтаксический параллелизм, ряды однородных членов, риторические фигуры.

 

Итог урока, оценка ЗУН обучающихся:

Используя методику незаконченного предложения завершить следующие фразы:

  1. Публицистический стиль используется для …
  2.  Характерными особенностями публицистического стиля являются …
  3. Наиболее часто используемыми в публицистическом стиле тропами являются  
  4. Наиболее часто используемыми в публицистическом стиле являются такие стилистические фигуры, как …

       Опираясь на высказывания авторов предложенных текстов,  знания о публицистическом стиле, обучающимся  предлагается сделать устный вывод о могуществе слова при его использовании в речи.

    Домашнее задание:

  Индивидуальное задание*. Подобрать афоризмы, подтверждающие могущество слова, обыграв их контекстуально.

      Фронтальное задание. Составить письменное высказывание на тему «Могущество слова», сохраняя особенности публицистического стиля и используя необходимые средства изобразительности, присущие данному стилю.

                     

 

Категория: Распространение опыта | Добавил: bikovagr (20.11.2009)
Просмотров: 3544 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта