Мониторинг результативности использования технологии индивидуально-дифференцированного обучения в учебно-воспитательной работе - Распространение опыта - Каталог статей - Персональный сайт
Воскресенье, 04.12.2016, 11:09Приветствую Вас Гость | RSS
МОУСОШ №3
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [4]
Распространение опыта [12]
Открытые уроки, разработки учителей
Работы учащихся [3]
Сочинения,доклады и т.д.
Навстречу 65-летию Великой Победы [1]
работы учащихся и учителей
Наш опрос
Ваш любимый предмет.
Всего ответов: 295

Каталог статей


Главная » Статьи » Распространение опыта

Мониторинг результативности использования технологии индивидуально-дифференцированного обучения в учебно-воспитательной работе

                                                                                                       Из опыта работы

                                                                                                           учителя

                                                                                               начальных классов

                                                                                                   1 квалификационной

категории

  МОУ СОШ № 3 г. Азнакаево РТ

                                                                                                           Семиной Л.Р.

 

 

Мониторинг  результативности  использования технологии

индивидуально-дифференцированного обучения

в учебно-воспитательной работе в начальной школе.

 

        Актуальность  использования индивидуально-дифференцированного обучения связана с тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаковый. Наличие индивидуальных психофизиологических различий в развитии учащихся вызывает необходимость внедрения дифференцированного обучения. Именно индивидуально-дифференцированное обучение способно создать максимально благоприятные условия для становления личности ученика и проявления его индивидуальности. Реализация данной технологии возможна при условии системного мониторинга успешности обучения учащихся, отслеживания фактического уровня сформированности практических умений, владения педагогом информацией о потенциальных познавательных возможностях каждого ученика. Мониторинг - является важным условием реализации индивидуализации и дифференциации в обучении, в результате которого осуществляется диагностика физиологических и интеллектуальных особенностей учащихся и мониторинг уровня предметных достижений.

      В условиях однокомплектной школы и классной системы  обучения в начальной школе наиболее рациональна внутренняя дифференциация. Она применяется в гетерогенных классах, где обычно имеются три уровня – высокий, средний, низкий (по степени обучаемости, по степени умственной выносливости, самостоятельности, творчества, познавательной активности и т.д.)

     Как во всякой другой профилактической работе, первым звонком в предупреждении неуспеваемости является обнаружение ее признаков, то есть диагностика. Чтобы не дать возникшему отрицательному явлению укорениться, незамедлительно должна следовать оперативная помощь учащемуся. Одновременно надо анализировать процесс обучения, индивидуальные обстоятельства личности, чтобы найти причины, породившие отставания, и воздействовать на них. Надо также постоянно проверять эффективность принятых мер, корректировать их.

      Вот и в этом году принимая первый класс я провела тестирования, которые помогли мне «Набросать портрет » каждого из моих учащихся. То есть выявить на каком уровне в настоящий момент находится внимание, память, произношение звуков, речь, тонкая моторика и координация движений рук, выявила оценку произвольного поведения. Эти сведения помогли мне определить готовность ребенка к школе, проверить уровень развития различных психологических функций, оценить интеллект.

        Так из 21 ученика готовы к обучению – 8 человек (38%).

       Свободно описывают картинку, умеют пересказывать содержание  сказки, давать характеристику различным явлениям – 6 учеников (28%).

     Не устойчиво внимание у 16 учеников (76%).

     Не владеют прямым  и обратным счетом – 10 учеников (47%).

     Не развита зрительная память у – 6 учеников (28%)

                        смысловая память у – 10 учеников (47%)

                        слуховая память  у  -  9 учеников (44%)

     Не правильно произносят :

                     Звонкие и глухие звуки   -  3 ученика (14%)

                    Твердые и мягкие звуки  - 1 ученик (5%)

     Исходя  из этого я планирую помощь учащимся. Непосредственно помощь должна соответствовать характеру отставания. Так для развития зрительной памяти и внимания я использую следующие задания «Запомни геометрические фигуры». Я рисую на доске 5 фигур, каждая из них демонстрируется 7 секунд, потом удаляется, на ее месте рисуется новая, после последней фигуры, ученики восстанавливают по памяти увиденное. Или учитель просит детей запомнить правописание цепочки слов, учащиеся воспроизводят услышанные слова (Слуховая память). Для развития воображения предлагается задание «Слово к слову». (учитель называет одно слово и просит детей  вспомнить предметы, явления, звуки и т.д.). например: поле ( цветы, трава, колосья, кузнечики и т.д.) Задания чаще всего носят игровой характер.

     В настоящее время  прямым и обратным счетом не владеют 2 ученика. Позитивные изменения наблюдаются у небольшого количества учеников.

    Если ученик затрудняется в ответах на вопросы по содержанию рассказа учителя или тексту учебника, не может объяснить или воспроизвести данную схему – в этих случаях полезно повторить объяснение в максимально расчлененном виде, а затем задать вопросы о главном, отделяя  детали. Можно обсудить план текста.

    При недостаточном понимании и запоминании правил и неумении применять их в знакомой ситуации, по образцу целесообразно выполнить с учениками  ряд однотипных заданий с постоянным возвращением к тексту этих правил, и после такой тренировки попросить ученика воспроизвести определение.

     Если обнаруживается отставание в составлении плана решения задач, применение формул для решения задач незнакомого типа лучше всего решать с учениками ряд задач, в которых используется изучаемая формула.

    Когда ученик затрудняется выполнить отдельное действие или систему действий, целесообразно проделать с ним ряд упражнений, выполняя которые, он объяснял бы вслух ход своего  рассуждения, выбор и порядок действий.

      Таким образом постоянный мониторинг успешности обучения, развития физиологических и интеллектуальных способностей учащихся позволяет мне грамотно планировать учебно-воспитательный процесс, своевременно корректировать его и снимать образовательные трудности у каждого отдельно взятого ученика и класса в целом.

     Мониторинг  результативности  использования технологии индивидуально - дифференцированного обучения в начальной школе свидетельствует о высокой эффективности данной технологии, так как она позволяет каждому ученику переходить в зону ближайшего развития.

 

Категория: Распространение опыта | Добавил: bikovagr (17.11.2009)
Просмотров: 2804 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта